Развитие возобновляемых источников энергии как нового перспективного направления энергетики требует государственного регулирования и управления, в начальный период своего развития — финансовой поддержки и экономического стимулирования, а также правового регулирования отношений субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Почему развитие энергетики возобновляемых источников в мире происходит опережающими темпами в различных странах, независимо от их размеров, географического положения, экономического состояния и ресурсной базы энергетики? Немаловажным фактором этого являются экологические преимущества этих источников и постоянно развивающиеся технологии повышения их экологической безопасности; отсутствие эмиссии парниковых газов. Во многих странах происходит выравнивание стоимостей энергии традиционных источников и ВИЭ, прежде всего в связи с ужесточением экологических требований и повышением стоимости энергии традиционных электрических станций, особенно угольных, а стоимость оборудования возобновляемой энергетики столь же непрерывно снижается за счет технологического совершенствования.
По состоянию на конец 2000 ного общая установленная мощность ВИЭ в мире составила по электроэнергии — 123 ГВт, по тепловой энергии — 230 ГВт. К 2010 ному установленная мощность составит соответственно 380-390 ГВт (эл.) и около 500 ГВт (тепл.), т.е. установленная электрическая мощность возрастет примерно в три раза, а тепловая — более чем в два раза.
Так, на конец 2003 общая установленная мощность ВЭС в мире составила 40301 000 МВт. Достигнутые показатели энергетической и экономической эффективности сделали ВЭУ вполне конкурентоспособными с традиционными источниками энергии. В настоящее время технологии изготовления позволяют создавать ВЭУ единичной мощностью 4,5-5,0 МВт. К 2020 суммарная установленная мощность ВЭУ в мире должна составить 1200 ГВт, к 2040 установленная мощность ВЭС в мире может составить 3100 000 МВт.
В 2002 году годовое производство фотоэлектрических систем впервые превысило 500 МВт, в 2003 достигнет 970 МВт. В 2010 году следует ожидать производства уже около 10 ГВт, а в 2030 году — 140 ГВт в год.
В 2000 году производство электроэнергии на основе биомассы составило свыше 30 ГВТ, а тепловой энергии 200 ГВт. К 2010 году рост производства энергии на основе этого вида энергии должен составить соответственно 90 и 400 ГВт.
В 2001 году установленная мощность малых ГЭС в мире достигла 73 ГВт, а в 2010 году их мощность может достичь 175 ГВт.
В России мощность электростанций на ВИЭ в 2001 году составила около 1300 МВт, а к 2010 согласно «Стратегии.» планируется ввод еще 1000 МВт и удвоение производства электроэнергии (таблица 1). Такой рост, безусловно, потребует соответствующей государственной поддержки, т.е., принятия соответствующего федерального законодательного акта.
таблица 1Доля возобновляемых источников энергии в балансе производства электроэнергии
|
Зарубежная правоприменительная практика в области ВИЭ характеризуется наличием как рамочного законодательства, так и законов прямого действия. Законодательные акты имеются практически во всех странах Европы, в Китае, Японии, США, Канаде, Индии. Особенно детальное законодательство существует в Германии, в которой с 1998 принято шесть законов, посвященных экологии и использованию ВИЭ. В последнем из этих законов, принятом 29 марта 2000 года, устанавливаются цены на электроэнергию, вырабатываемую на базе различных источников ВИЭ. В результате Германия стала безусловным мировым лидером в области ветроэнергетики (12 ГВт установленной мощности из 24 ГВт в Европе и 31 ГВт в мире на конец 2002 г.), а также остается в числе лидеров в области использования солнечной энергии и биомассы.
Предметом правового регулирования подобных законопроектов являются общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности в сфере использования ВИЭ, в том числе:
— при изучении и оценке потенциала ВИЭ;
— при использовании ВИЭ, в том числе в сфере электрической и тепловой энергии, произведенной с использованием указанных источников;
— при создании и применении экономически эффективных технологий, создании и эксплуатации установок по использованию ВИЭ и ускорении научно-технического прогресса в данной сфере;
— в сфере лицензирования, стандартизации, сертификации, государственной регистрации, учета, надзора и контроля в данной сфере;
— путем финансирования и экономического стимулирования использования ВИЭ.
Система государственного регулирования деятельности в сфере использования ВИЭ включает в себя:
— нормативное правовое регулирование использования ВИЭ, а также программ использования ВИЭ;
— управление использованием ВИЭ через уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти;
— установление государственных целей по вводимой к определенному сроку мощности и/или объему замещения органического топлива за счет использования ВИЭ;
— государственный надзор и контроль в сфере использования ВИЭ;
— техническое регулирование, стандартизация, сертификация в сфере использования ВИЭ;
— обеспечение международного сотрудничества в сфере использования ВИЭ. Инструменты финансового стимулирования использования ВИЭ могут
предусматривать следующие мероприятия:
— предоставление льготных кредитов исполнителям НИОКР, разработчикам, производителям и потребителям оборудования возобновляемой энергетики;
— установление ускоренной амортизации оборудования и установок возобновляемой энергетики;
— предоставление заказчикам сооружения объектов возобновляемой энергетики отсрочки выплаты НДС на срок до трех лет после ввода объекта в эксплуатацию;
— использование части средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из государственного бюджета, на закупку топлива и его транспортировку, для сооружения объектов возобновляемой энергетики;
— снижение или полная отмена таможенных пошлин на импорт и экспорт оборудования, установок комплектующих изделий возобновляемой энергетики.
Необходимы также организационно-технические решения. Среди них можно назвать следующие:
Региональные и местные энергоснабжающие организации обязаны подключить к принадлежащим им сетям установки возобновляемой энергетики независимых энергопроизводителей и приоритетно принять вырабатываемую на них электрическую и тепловую энергию. Затраты, необходимые для подключения к сети установок возобновляемой энергетики, несут энергоснабжающие организации — собственники электрических и тепловых сетей.
Разногласия между поставщиком электрической и/или тепловой энергии и собственником сети по вопросам подключения установок возобновляемой энергетики к сетям и тарифах на электрическую и тепловую энергию разрешаются региональными энергетическими комиссиями совместно с региональными органами по управлению использованием ВИЭ.
Электрическая и/или тепловая энергия, вырабатываемая с использованием ВИЭ, является собственностью производителя и может находиться в федеральной или региональной государственной, муниципальной, коллективной или частной формах собственности.
Таким образом, законодательное сопровождение процесса внедрения ВИЭ должна представлять стройную систему мер, позволяющих гармонично встраивать системы энергоснабжения на ВИЭ в общую стратегию развития ТЭК, обеспечивая условия конкурентноспособности и реализации их экологических преимуществ.