Угол атаки — угол между направлением скорости набегающего на тело потока (жидкости или газа) и характерным продольным направлением, выбранным на теле, например в крылья самолета это будет хорда крыла, у самолета — продольная строительная ось, в снаряда или ракеты — их ось симметрии . При рассмотрении крыла или самолета угол атаки находится в нормальной плоскости, в отличие от угла скольжения .
Для самолета в горизонтальном прямолинейном полете увеличение скорости и угла атаки приводит к увеличению подъемной силы , создаваемой крылом.
В то же время, увеличение угла атаки сопровождается ростом индуктивного сопротивления. Попытка сохранять набор высоты увеличением угла атаки без увеличения тяги двигателей является распространенной грубой ошибкой в пилотировании . Такая ошибка может привести к срыву потока и сваливания самолета.
Коэффициент подъемной силы самолета варьируется одновременно с углом атаки. Увеличение угла атаки, связано с увеличением коэффициента подъемной силы к максимальному коэффициента подъемной силы, после чего коэффициент подъемной силы уменьшается.
Связь между углом атаки и подъемной силой
Угол атаки летательного аппарата — угол между продольной осью ЛА и проекцией его скорости V на плоскость ОХ связанной системы координат ; считается положительным, если проекция V на нормальную ось OY отрицательна. В задачах динамики полета используется пространственный угол атаки — угол между осью ОХ и направлением скорости ЛА.
Для самолета, кроме того, вводятся дополнительные характерные углы атаки:
балансировочный угол атаки, при котором момент тангажа равен нулю, значение меняются в зависимости от отклонения органов продольного управления (балансировки);
допустимый угол атаки, то есть самый позволяет в нормальной летний эксплуатации угол атаки самолета, назначаемый из условий обеспечения безопасности полета, значение допустимого угла атаки определяются для каждой конфигурации самолета в разрешенном диапазоне скоростей ее применения;
Изменение угла атаки самолета достигается отклонением органов продольного управления для увеличения момента тангажа и перехода самолета на другой балансировочный.
Тангаж ( фр. tangage — килевая качка ) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции. Угол тангажа — угол между продольной осью летательного аппарата или судна и горизонтальной плоскостью. В авиации различают тангаж с увеличением угла — кабрирование , и с уменьшением угла — пикирование ; вызывается отклонением руля высоты .
Это один из трех углов ( крен , тангаж и рыскание ), определяющие наклон летательного аппарата относительно его центра. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.