Большинство стран обратились к нетрадиционным возобновляемым источникам производства электроэнергии «благодаря» кризису начала 1970-х . Именно после этого в странах Западной Европы, США не только были тщательно изучены возможности использования НВИЭ, но и разработаны законодательные механизмы для развития их рынка. Эффективность таких законодательных механизмов через несколько лет привела к тому, что в ряде стран были отменены налоговые льготы — к этому моменту производство ветряков, солнечных батарей и коллекторов, геотермальных электростанций и бесплотинных микро- ГЭС вышло на вполне конкурентоспособный уровень. Экономика этих стран выиграла сразу в нескольких позициях: были найдены и развиты собственные источники энергии, не зависимые от истощимых ископаемых ресурсов; эти НВИЭ экологически безопасны; были созданы дополнительные рабочие места; получили развитие научные разработки и институты, специализирующиеся на природосберегающих и ресурсосберегающих технологиях; произошло изменение в общественном сознании — люди обратили внимание и сделали принципом своей жизни использование природосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
Разные страны по-разному формировали и формируют свою политику в области развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Об опыте Дании мы уже писали, а вот у ее соседей — в Германии — была принята политика прямых инвестиций в ветроэнергетическую промышленность, поощрения производителей электроэнергии путем дополнительной выплаты за каждый кВт.ч (до 30-40%). Кроме того, что Германия является одним из крупнейших производителей ветрогенераторов, в этой стране была принята Программа «1000 солнечных крыш», благодаря которой были установлены и стали доступны почти 6 МВт мощности. Несмотря на то, что цифра на первый взгляд кажется небольшой — это серьезный шаг в области применения фотоутановок и пропаганды этого экологически безопасного источника энергии. В Германии принято 8 законов, касающихся использования ВИЭ (последний из них — «Закон о приоритете возобновляемых источников энергии» — принят в 2000 ).
Согласно одному из восьми принятых законов, энергетические компании обязаны в течение 20 лет оплачивать производителю фотоэлектрический ток по цене 99 пфеннигов за кВт.ч. Эти доходы позволят финансировать, с использованием разных стимулов, программу оснащения 100000 крыш фотоэлектрическими установками.
В 2000 году власти Германии были настолько решительно настроены в своих планах, что результаты поражают своей практичностью и рентабельностью.
Благодаря изменению экономических условий был создан привлекательный для инвесторов рынок ветряных электростанций (ВЭС). По закону о снабжении электроэнергией от 1991 , энергетические компании были обязаны принимать ток, произведенный на ВЭС, по предписанной цене. В марте 2000 г. закон о снабжении электроэнергией был обновлен и переработан в закон о возобновляемых источниках энергии. В этом законе регенеративным видам энергии отдается предпочтение перед традиционными. При этом владельцы электросетей обязаны принимать ток, полученный из возобновляемых источников энергии, и оплачивать его по твердым минимальным ценам. В настоящее время оборот ВЭС составляет 1 млрд. марок, на них заняты 5000 наемных работников.
Сюда же нужно присовокупить такие меры, как экологическая налоговая реформа, программа развития возобновляемых источников энергии и программа «100’000 крыш — электричество от солнца».
В Германии разработан и действует целый ряд инструментов, дающих возможность развивать рыночный сектор возобновляемых источников энергии. Например, законодательные инициативы в форме запланированного предписания об экономии энергии или по поддержке особенно эффективного объединения выработки тепловой и электрической энергии. Оказывается содействие проведению соответствующих программ по использованию возобновляемых энергоносителей, а также модернизации теплоизоляции зданий.
Создание современной, ориентированной на будущее системы энергоснабжения, — считают на государственном уровне, — должно, прежде всего, сопровождаться повышением эффективности использования энергии.
Сейчас во всем мире используется лишь малая толика потенциала энергии солнца, ветра, воды, биомассы и тепла Земли. Хотя Германия и является мировым лидером в использовании энергии ветра, она, как считают германские специалисты, далеко не исчерпала все возможности возобновляемых энергоносителей. Однако поставленная Германией цель — переориентировать к 2005 г. половину энергопотребления в стране на возобновляемые энергоносители — не осуществится сама по себе. Для этого необходимо создать определенные стимулы.
Предполагается, благодаря экологической налоговой реформе, совершить своего рода переворот в налоговой политике: поступления от эконалога будут использоваться для уменьшения взносов в фонд пенсионного страхования и тем самым для сокращения побочных расходов на рабочую силу. Таким образом деньги снова возвращаются гражданам. Экологический налог в среднесрочной перспективе внесет существенный вклад в защиту климата и ресурсов, так как он поощряет экономию энергии.
В соответствии с законодательными актами (принятыми еще в 1977 ) в США осуществлена многосторонняя долгосрочная система финансовой поддержки и стимулирования как потребителей солнечной энергии, так и производителей энергетического оборудования. А в 1997 г. в США была провозглашена программа «Миллион солнечных крыш». В этой стране применяется временное освобождение от налогов владельцев ветроэлектростанций и установок. Кроме того, был принят закон, обязывающий энергоснабжающие компании производить определенную часть энергии от возобновляемых источников. Также в США была принята и в 1995 утверждена Федеральная программа «Стратегия устойчивой энергетики».
Испания, благодаря эффективным мерам стимулирования, в 2000 , опередив США, вышла на второе место в мире по суммарной мощности собственного парка ВЭУ. В 1999 году в этой стране было установлено 900 МВт. Северная область Испании — Наварра — уже получает 30% электричества от ветра.
Власти Канады планируют увеличить установленную ветроэлектрическую мощность с 200 МВт до 1000 МВт к 2016 году. С этой целью в 2003 году по предложению Канадского Правительства для поощрения инвестиций в возобновляемую энергетику и в энергосберегающие проекты отменены два дополнительных налога.
В ближайшие шесть лет Великобритания намерена потратить свыше 1,7 млрд. долларов на увеличение производства электроэнергии на ветряных электростанциях. Это увеличит долю производства возобноляемых источников энергии до 10% к 2010 г. и до 15% к 2015 г.
В Норвегии одна из компаний, специализирующихся на производстве металлов (одно из наиболее энергоемких производств), пришла к решению о строительстве ветропарка на 2025 генераторов. Компания расположена на острове и получает энергию с материка, что увеличивает риск сбоев в энергоснабжении. Собственный парк планируется построить в 2007-2008 году.
В Швеции, знаменитой лыжными курортами, ветрогенераторы стали использовать для лыжных подъемников. Кроме того, в Швеции активно используются автономные системы теплоснабжения.
В Китае успехи не так впечатляющи, однако к концу 1999 г. общая установленная мощность ВЭУ составила 260 000 кВт и планируется довести эту цифру до 1000 МВт. В то же время в западных районах Китая, в частности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе сейчас очень активно развиваются предприятия по производству оборудования для солнечной и ветроэнергетики.
В Монголии действует программа «Тысяча солнечных юрт».
В Индии есть Министерство нетрадиционных источников энергии и Индийское агентство по развитию возобноляемой энергии. Для ветроэлектростнаций при условии их высокой эффективности предоставляется кредит в размере до 75% стоимости проекта (с процентной ставкой не более 12,5% годовых, включая налог на прибыль). Возврат кредита — в срок до 6 лет и отсрочкой платежей на 1 год; производители электроэнергии на ВЭС освобождаются от налогов на 5 лет, в том числе от акцизного и НДС; существуют льготы на тариф при продаже электроэнергии в сеть; на 100% освобождены от таможенных пошлин импортеры компонентов для ВЭУ и на 25% — импортеры комплектных ВЭУ. При этом каждому штату дано право устанавливать дополнительные льготы. И если в марте 1992 года в Индии работали только ВЭС общей мощностью 40 МВт, то в конце 1996 года Индия имела установленные мощности ВЭС 823,600 кВт и занимала 3-е место в мире по производству электроэнергии на ветроэлектростанциях после США и Германии.
В Украине была приняты «Национальная энергетическая программа Украины» и Закон «О энергосбережении». Согласно этой программе к 2010 планируется введение фотоэлектрических установок общей мощностью 96,5 МВт, что в автономных системах энергосбережения даст возможность сэкономить 55,7 тыс. т.у.т. Так в Остроге (Ровенская область) научились аккумулировать солнечную энергию для освещения улиц. Проект получил не только поддержку местной администрации, но финансирование госбюджета, а технологию разрабатывают в бюджетных учебных заведениях Острога.
В прошлом почти в каждом украинском селе была ветряная мельница. В 40-е — 50-е годы на территории Украины использовались около 80 тысяч ветроводоподъемных установок, а Крым обладает одним из самых сильных ветроэнергетических потенциалов в Европе (например, на горе Ай-Петри скорость ветра около 125 дней в году достигает 50 м/с). Поэтому развитию ветроэнергетики уделяется внимание на государственном уровне. Свидетельство тому — Указ Президента Украины «О строительстве ветровых электростанций» от 2 марта 1996 года №159/196, а Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 1997 №137 была утверждена Комплексная программа строительства ветровых электростанций.
Также планируется введение в строй к 2010 геотермальных установок общей мощностью до 300 000 кВт и соответственно систем теплоснабжения до 1170 000 кВт с ожидаемой экономией до 1,5 млн. т.у.т. ежегодно.
Некоторые страны только начинают использовать автономные экологически безопасные источники энергии.
Так, в Армении солнечными модулями российского и белорусского производства оборудованы 35 сейсмических станций. Это улучшило достоверность данных по прогнозированию землетрясений, ежедневный контроль сейсмической ситуации в регионе, оценку сейсмической опасности и снижение сейсмического риска. Использование автономного электропитания значительно повысило надежность сейсмической наблюдательной сети. А с сентября 1999 года в Армении проводится работа по мониторингу ветровой энергии. В 2001 году было начато составление ветроэнергетического атласа Армении.
В Белоруси издан Атлас ветров, в котором обозначено около 1800 мест для установки ветрогенераторов. На протяжении 15 лет планируется установить более 2000 турбин. Кроме того, предполагается выпуск ветротурбин мощностью 250 кВт с высотой башни 40 м и диаметром ветроколеса 56 метров. А в конце 1999 г. недалеко от Минска был установлен прототип ветрогенератора мощностью 100 кВт. Ветроустановка была смонтирована на решетчатой мачте и предназначена для выработки электроэнергии при скоростях ветра от 3 до 8 м/с. С 1991 в Беларуси выпускаются солнечные фотоэлементы и изделия с их применением для автономных источников энергоснабжения для систем навигации, связи, дорожного обслуживания, бытовой техники и т.д.
В Республике Кыргыстан интенсивно ведутся работы по промышленному освоению и широкомасштабному внедрению солнечных систем теплоснабжения. Заводами республики выпускаются тепловые солнечные коллекторы, солнечные водонагревательные установки круглогодичного режима работы. Правительством Кыргызской Республики создан Центр проблем использования ВИЭ. Центр является исполнительным органом государственного управления при Правительстве Кыргызской Республики, осуществляющим государственную энергетическую политику в республике в области использования ВИЭ. Активно разрабатываются возможности использования биомассы для получения горючего метана и его потребления промышленностью и сельским хозяйством, так как это может привести к ощутимой экономии органического топлива. Также в Кыргызской Республики уделяется большое внимание подготовке кадров и специалистов в области ВИЭ. Например, в Кыргызско-Российском университете создана кафедра ВИЭ, которая в 2000 году выпустила первых специалистов. Аналогичные кафедры созданы в Кыргызско-Узбекском и Ошском технологическом университетах.
К сожалению, у нас нет возможности привести примеры всех стран, делающих ставку на возобновляемые энергоресурсы, и тем более нет возможности перечислять все примеры применения нетрадиционных возобновляемых экологически безопасных источников энергии. Единственное, на чем, с нашей точки зрения, нужно заострить внимание: во всех странах, где возобновляемые источники энергии получали развитие, была поддержка государства, были не только разработаны и декларированы программы, но и созданы законодательные условия для успешной реализации эти программ.