Любая синхронная машина состоит из двух главных частей: неподвижного статора и вращающегося ротора (рис.5.1). Статор и ротор разделены воздушным промежутком, который в больших синхронных машинах, как правило, значительно больше, чем в асинхронных машинах, одинаковых по мощности.
По конструкции статор синхронной машины принципиально не отличается от статора асинхронной машины.
Сердечник статора 1 набирают из штампованных изолированных листов электротехнической стали. В пазах статора располагают обмотку переменного тока 2 (как правило, трехфазное). На валу 4 закрепляют ротор 3 с обмоткой возбуждения. Концы этой обмотки подводят к контактным кольцам 5. Для подачи постоянного тока в обмотку возбуждения по контактным кольцам скользят щетки 6. Источником постоянного тока в рассматриваемой машине служит возбудитель 7, представляет собой генератор постоянного тока, якорь которого закреплен на общем валу с ротором синхронной машины.
Рис. 5.1. Устройство явнополюсной синхронной машины
Постоянный ток, проходя по обмотке возбуждения, создает магнитное поле ротора-поле возбуждения.
[adsense_id=»1″]
Роторы синхронных генераторов бывают с явно выраженными и неявно выраженными полюсами.
Явнополюсный ротор (рис.5.2) состоит из вала 1, на котором закреплены сердечники полюсов с полюсными катушками 2. Сердечники полюсов заканчиваются полюсными наконечниками 3, обычно обрабатывают таким образом, чтобы воздушный промежуток между полюсным наконечником и статором получался неравномерным. Он минимальный под серединой полюса и максимальный у его краев (рис.5.3, d 2> d 1). Делается это для того, чтобы кривую магнитной индукции В 0 в воздушном промежутке, имеет форму трапеции при равномерном промежутка 1, максимально приблизить к синусоиде 2.
Синхронные машины с явно выраженными полюсами, как правило, многополюсные. Они обычно рассчитываются на небольшие частоты вращения.
Гидрогенераторы всегда явнополюсные. Так как при малых частотах вращения n 1 (которые развивает турбина) гидрогенераторы должны выдавать электроэнергию промышленной частоты 50 Гц, то они должны иметь большое число пар полюсов:[adsense_id=»1″]
р = 60 × 50 / n 1
Роторы генераторов имеют большой диаметр (для размещения полюсов) и малую длину.
Турбогенераторы являются быстроходными синхронными машинами. Объясняется это высокой частотой вращения турбин, КПД которых увеличивается с повышением частоты вращения. Как правило, турбогенераторы изготавливаются двухполюсный (2р = 2) и имеют частоту вращения n 1 = 3000 об / мин.
При такой большой частоте вращения явнополюсна конструкция ротора непригодна из-за недостаточной механической прочности. Поэтому турбогенераторы должны неявнополюсными ротор — кованый стальной цилиндр профрезованимы продольными пазами для укладки обмотки возбуждения (см. рис.5.7, б). Неявнополюсными роторы имеют сравнительно небольшой диаметр при значительной длине.
Рис. 5.2. Явнополюсный ротор Рис. 5.3. Распределение магнитной индукции в промежутке синхронной машины
В синхронных машинах используются два способа возбуждения: электромагнитное возбуждение и возбуждение постоянными магнитами.
В зависимости от способа питания обмотки возбуждения постоянным током различают независимое возбуждение и самовозбуждение.
При независимом возбуждении для получения постоянного тока используют возбудитель С (см. рис.5.1), который располагается на одном валу с синхронной машиной и представляет собой генератор постоянного тока, мощность которого не превышает 2 ¸ 5% от мощности синхронной машины.
При самовозбуждении для питания обмотки возбуждения постоянным выпрямленным током, получаемой от генератора, используются выпрямители.
В случае возбуждения постоянными магнитами ротор не имеет обмотки возбуждения, а его полюса представляют собой постоянный магнит. Это дает возможность получить машину без контактных колец, а потому, повысить ее надежность и КПД.
На полюсных наконечниках явно выраженных полюсов ротора имеются пазы, в которых укладывают стержни демпферной короткозамкнутой обмотки. Эта обмотка служит для успокоения ротора в генераторах, а также для пуска в синхронных двигателях.
Синхронные машины небольшой мощности иногда изготовляют обратными (по типу машин постоянного тока).
У таких машин обмотка переменного тока располагается в пазах ротора и выводится до трех контактных колец, а обмотка возбуждения располагается на явно выраженных полюсах статора. Мощными эти машины не производятся, так как при такой конструкции через контактные кольца приходится пропускать большой переменный ток (главный ток машины) при высоком напряжении, тогда как в машинах обычного исполнения через контактные кольца ротора приходит небольшой по величине ток возбуждения при напряжении до 440 В.
Синхронные двигатели малых мощностей разнообразны по конструкции.
Васюра А.С. — Книга «Электромашинные элементы и устройства систем управления и автоматики» часть 2