Ветросиловой агрегат промышленного масштаба (учитывая и выполненные экземпляры и, преимущественно, проектные данные) имеет следующие основные элементы:
- Ветроколеса — быстроходные узколопастные с 4-3-2 лопастями. Число ветроколес в одном агрегате может быть: одно (ПВЭИ), два, расположенные по вертикали на одном стволе (инж. Кондратюк и Горчаков — КрВЭС), или несколько, располагаемых в одной плоскости, но не на одной вертикали (Уфимцев, Ветчинкин, Гоннеф).
- Коренной вал, на котором укреплено ветроколесо, и его подшипники (в некоторых конструкциях ветроколесо непосредственно сидит на подшипниках и вала нет — Гоннеф, Балаклава).
- Повысительные механические или гидравлические редуктора (конструкция Гоннефа их не имеет, — генератор непосредственно на ветроколесе, Уфимцев и проф. Ветчинкин также предлагали подобные схемы).
- Система регулирования с механизмами поворота лопастей или всего ветроколеса.
- Башня-конструкция, несущая все указанное выше и дающая ветроколесам нужную высоту установки над земной поверхностью.
Создание ветросилового агрегата (ВСА), являющегося основным элементом ветроэлектрической станции, представляет собою одну из сложнейших задач современной техники, ибо необходимо учитывать:
а) малую интенсивность энергии ветра;
б) неравномерность ветрового потока как в пространстве, так и во времени.
Малая интенсивность ветрового потока заставляет для получения достаточно мощных установок осваивать агрегаты с ометаемы-ми площадями как минимум 500 м .
Ветросиловой агрегат по проекту Ай-Петринской ВЭС имеет ометаемую площадь 10 тыс. м , с высотою центра тяжести ее около 100 м от земли, а в проектах инж. Гоннефа, ометаемая площадь агрегата доходила до 100 тыс. м (6 ветроколес диаметром по 160 м каждое) с высотою центра тяжести около 450 м.
Использование ометаемой площади, измеряемой тысячами квадратных метров, представляет серьезную конструктивную задачу. При этом нужно иметь в виду, что собственный вес конструкции необходимо снижать в пределах возможного, так как вес лопастей и всего ветроколеса в целом представляет собою основную нагрузку и для конструкции самих ветроколес (центробежные силы, изгибающие моменты от веса), и для механизмов управления лопастями (центробежные силы, центробежные моменты, инерционные моменты), и для коренного вала и подшипников (изгибающий момент от консольного веса ветроколеса, гироскопический момент), т. е. для значительной части наиболее дорогих элементов ВЭС.
Основные законы изменения теоретического веса элементов ветроколесо ветросилового агрегата
Удельный вес ветроколеса (на 1 кВт или на 1 м2 ометаемой площади) при одном и том же установочном ветре и одной и той же схеме растет прямо пропорционально диаметру ветроколеса (ввиду того, что вес растет с кубом диаметра, а мощность — только с квадратом — по ометаемой площади).
Отсюда вытекает, что чем большее число мелких ветроколес охватывает данную ометаемую площадь, тем меньше их суммарный вес.
К этому надо прибавить, что этот же квадратно-кубический закон в равной степени относится и к коренному валу с подшипниками, и к редукторам ветродвигателя ввиду того, что при равном установочном ветре обороты ветроколеса падают пропорционально увеличению его диаметра, а вращающий момент растет соответственно с кубом диаметра ветроколеса.
Однако ряд техно-экономических факторов приводит к тому, что оптимальный диаметр ветроколес приходится определить достаточно крупным размером — не менее 30-40 м, но возможно, что и значительно выше, т.е. размером, дающим вес на единицу ометае-мой площади значительно больший, чем минимально возможный при более мелких ветроколесах.
Главными из этих факторов являются:
1. Общая конструктивная эксплуатационная выгодность более крупных агрегатов.
2. Возрастание мощности ветра с высотою, для равнинных мест
примерно определяемое зависимостью Т = НС.
3. Уменьшение неравномерности ветра с высотою.
Последние два фактора требуют высокой мачты, а высокая мачта может себя экономически оправдать лишь при установке на ней достаточной мощности и косвенно требует укрупнения ветроколес.
В связи с проблемами охвата больших ометаемых площадей и большим весом крупных ветроколес в вопросе построения схемы промышленного агрегата имеется два противоположных течения.
Все конструкции ЦВЭИ и его конструктивных преемников — ВИМЭ и ВИСХОМ имеют по одному ветроколесу в агрегате.
Ими созданы агрегаты — Д-12 — 15 кВт и Д-30 — 100 кВт и проекты более мощных агрегатов, как Д-50 — 1000 кВт.
На рис. 1 дан характерный для этого конструктивного типа общий вид ВЭС Д-50 — 1000 кВт по проекту, сделанному применительно к условиям Кольского полуострова.
Закон увеличения удельного веса ветроколес вместе с их диаметром и веса редукторов, составляющего ориентировочно от 0,4 до 0,9 от веса ветроколес, а также и технологические трудности с изготовлением того и другого при большом диаметре ветроколеса, привели другую конструкторскую группу — изобретателя А.Г. Уфимцева и проф. В.П. Ветчинкина — к мысли ориентироваться на создание ветросилового агрегата из многих менее крупных ветродвигателей, устанавливаемых на одной общей мачте-раме, которая дает ветродвигателям должную высоту установки и совместный поворот на ветер.
Авторы настоящей статьи, руководя проектированием Ай- Петринской ВЭС 10 тыс. кВт, начали с ветросилового агрегата 1-Д- 100 (в эскизном проекте 1932 г.), но затем перешли к конструкции, занимающей промежуточное место между указанными выше крайними течениями: ветросиловой агрегат Ай-Петринской ВЭС 10 тыс. кВт принципиально уже не является одноколесным агрегатом, но число ветродвигателей — 2 — еще невелико, и башня еще сохранила простую форму одного стержня.
В результате целого ряда проведенных проектировок и анализа показателей ветросилового агрегата и их компонентов можно сделать следующие выводы:
- Оптимальный промышленный ветросиловой агрегат будет обладать не менее чем двумя ветроколесами.
- Применение металлических башен позволяет увеличивать число ветродвигателей в одном агрегате, а железобетонная башня принуждает не идти далее двух ветродвигателей — подобно Ай- Петринскому агрегату.
- Промышленный ветросиловой агрегат будет иметь ветроколесо с диаметром не ниже 30-40 м.
Ветроколеса ветродвигателей промышленного масштаба имеют от 20 до 60 об/мин, причем последняя цифра относится лишь к менее крупным мощностям.
Ветроколеса Ай-Петринской ВЭС должны делать всего по 20 об/мин. Это обстоятельство выдвигает особое требование к редуктору. Значение редуктора в ветротехнике видно на примерах Ай-Петринской ВЭС, где ветродвигатель в 5000 кВт имеет на валу вращающий момент 330 т^м, Балаклавской ВЭС мощностью всего 100 кВт, имеющей вращающий момент около 6 т^м, т.е. такой же вращающий момент, как у 3000-оборотного турбогенератора мощностью 15 тыс. кВт.
Радикальное решение вопроса заключается в создании гидравлической передачи.
В проекте Ай-Петринской ВЭС задача гидравлической передачи была успешно разрешена в виде присоединяемого к ветроколесу на 20 об/мин лопаточного ротативного насоса системы т. Чечулина, нагнетающего масло под давлением до 37 ат. в гидротурбину, непосредственно присоединенную к генератору на 600 об/мин.
Вес основного элемента этой передачи — насоса — оказался равным 90 т, вместо предусмотренного раньше в проекте зубчатого редуктора весом около 220 т.
При этом примененные в насосе материалы и требования к точности обработки оказались много проще, чем для зубчатого редуктора.
Неравномерность ветрового потока ставит перед ветротехникой троякого рода задачи: прочностные, регулировочные и энергетические.
Обычный ветровой поток в теплое время года показан на графике экспериментальной записи давления ветра на горизонтальную пластинку размером 12×0,35 м (рис. 4). Нужно, однако, иметь в виду, что изменчивость давления и резкость переходов для лопасти ветроколеса оказываются еще значительно большими, чем для неподвижной пластинки, так как лопасть перемещается в потоке в поперечном направлении со скоростями в несколько десятков метров в секунду.
Ввиду неравномерности ветрового потока аэродинамическую нагрузку на лопасти приходится учитывать как динамически прикладываемую.
В части регулирования неравномерность ветрового потока ставит перед ветротехникой задачи, которые совершенно отсутствуют в области гидравлических и паровых турбин.
В то время как с регулированием гидравлических и тепловых двигателей вполне справляется центробежное — скоростное регулирование, для ветродвигателей оно совершенно недостаточно.
Ветродвигатель, имеющий жесткую связь генератора с ветроколесом и работающий в какой-либо системе с нормальным синхронным генератором, не может самостоятельно изменить своих оборотов при изменении скорости ветра и нуждается поэтому в дополнительном регулировании от фактора мощности, который может быть взят или непосредственно от замера скорости ветра, или от вращающего момента на валу, или от электрической нагрузки.
При превышении мощности регулирование ветродвигателя точно так же должно «выводить лопасти из-под ветра», как и при «переоборотах».
Другой способ решения этой задачи заключается в обеспечении ветроколесу асинхронного скольжения вперед, — переоборотов при избытке мощности, чтобы оно имело возможность индивидуально регулироваться своим центробежным регулятором.
Скольжение в свою очередь может быть достигнуто по разным путям — в электрической части (асинхронный генератор, преобразователи, специальные машины переменного тока, постоянный ток с последующим преобразованием) или в механической части — специальной гидравлической муфтой или же созданием мягкого гидравлического редуктора. По имеющимся на сегодняшний день решениям создание скольжения в электрической части следует признать дорогим, весьма невыгодным по к. п. д. и эксплоатационно излишне сложным, а вполне приемлемым оказались гидравлические решения в виде муфт, ограничивающих вращающий момент, и в виде нежесткой гидравлической редукции.