Развитие ветроэнергетики — благое и благодарное дело, но не всё так просто. Для оптимального функционирования ветряка размещаются в самых открытых местах, где они могут беспрепятственно подставить лопасти ветру, не стеснённому зданиями или горами. К сожалению, эти же условия оптимальны и для воздушных судов, взлётов и посадок, в результате чего между энергетиками и авиаторами наблюдаются некоторые трения.
Дело в том, что ветряки блокируют сигналы радаров или же создают нежелательное отражение, в результате чего возникают помехи. Добавьте к этому то обстоятельство, что далеко не везде используется новейшая радиолокационная техника.
Результат — замедление, а в некоторых случаях — и прекращение строительства новых ветроэлектростанций. Британская ассоциация энергии ветра считает, что 6 ГВт запланированных новых мощностей сдерживаются возражениями со стороны авиапрома. Это гигантская цифра, если учесть, что общая мощность ветроэнергетики Великобритании на конец 2009 года составляла 4,1 ГВт.
В июне помощник заместителя министра обороны США Дороти Робин на слушаниях в палате представителей заявила, что новые ветроэлектростанции могут помешать радарам Североамериканской аэрокосмической обороны. Они были установлены десятилетия назад, а некоторые — ещё до Второй мировой войны (!), и многие используют аналоговые (!!) сигнальные процессоры. Если Министерство энергетики США и впрямь хочет с помощью энергии ветра обеспечить 20% потребности страны в электричестве, эту проблему надо решить как можно скорее.
Прежде всего, конечно же, необходима установка передовых цифровых сигнальных процессоров, которые могут управляться с большими объёмами данных и тем самым определять и отфильтровывать сигналы, образующиеся под влиянием ветротурбин.
Обычно радиолокационная система отправляет и получает один пучок радиоволн на низкой или высокой частоте, которые могут быть расшифрованы с привлечением минимального количества вычислительной мощности. В 2006 Национальная служба воздушного движения Великобритании заказала компании Raytheon создание РЛС с расширенными возможностями цифровой обработки сигналов и данных. Иными словами, систему необходимо было научить разбираться в пучках с высокой и низкой частотой одновременно, что позволило бы получать огромное количество данных и различать доплеровские сигналы, создаваемые ветротурбинами и воздушными судами. Этим летом новая технология прошла первые испытания; результаты тестов пока не проанализированы.
Другие компании предлагают подойти к проблеме с противоположной стороны, то есть сделать ветряные электростанции менее видимыми для сканов. Датский производитель ветряков Vestas Wind Systems и группа QinetiQ (ранее входила в состав научно-исследовательского агентства Министерства обороны Британии) работают над радар-поглощающим покрытием и композиционными материалами, содержащими проводящие элементы (железо и углерод). Испытания прототипа «стелса» начались около года назад, и компания планирует начать продавать их в следующем году. Конечно же, полностью невидимыми для радаров они не будут.
Подготовлено по материалам Scientific American.