Историю ветряков мы записали со слов участников событий, которые и сейчас следят за ВЭС на мысе Обсервации. Среди них — советник губернатора ЧАО по вопросам энергетики Лев Штильман (работал и на Эгвекинотской ГРЭС, и на Анадырской ТЭЦ, и в АО «Чукотэнерго»); инженер по обслуживанию зданий и сооружений, ведущий специалист фонда «Территория» Сергей Бухановский и мастер участка ветровой электростанции станции Чукоткоммунхоза ВЛАДИМИР КАРАЖЕВ.
Ветроэлектростанция была задумана в 1999 . Вновь избранный Депутат Госдумы от Чукотки — Роман Абрамович много времени уделял встречам с людьми для выяснения их насущных нужд. Одной из острейших проблем было энергоснабжение посёлков. Приехав в свой округ, народный депутат отправился в поездку по селам и взял с собой специалиста «Чукотэнерго» для скорейшего решения самых срочных вопросов. Этим специалистом был Лев Штильман – будущий отец чукотской ветроэнергетики.
Первым поселком, где они встречались с избирателями, были Угольные Копи. Собравшиеся жители выглядели хмуро. Избиратели жаловались, что поселковая ДЭС из-за отсутствия дизельного топлива даёт электроэнергию населению только 3-4 часа в сутки, не лучше дела обстояли и в других посёлках округа. Депутат поставил задачу снижения энергодефицита в посёлках в кратчайшие сроки. Навигация 1999 г. была закрыта, и рассчитывать на дополнительную поставку дизтоплива не приходилось. (Тогда, в частности, для энергоснабжения Угольных Копей, Аэропорта и Шахтёрского от Анадырской ТЭЦ была смонтирована сезонная кабельная ЛЭП — прямо на льду Анадырского лимана, которая функционировала до прокладки постоянного кабеля по дну).
«Одновременно было принято моё предложение по строительству ветродизельной электростанции (ВДЭС) на Мысе Обсервации, где находилась старейшая метеостанция на Чукотке и была многолетняя статистика по скоростям ветра. – Рассказывает Л.Штильман. — В тот период, максимальная потребляемая мощность «на той стороне лимана» достигала 2500квт. Предполагалось, что ВДЭС в составе ветростанции установленной мощностью 2500квт и дизельной станции мощностью 2500квт обеспечит необходимое энергопотребление. При этом, в автоматическом режиме, будет обеспечиваться экономия дизельного топлива за счёт максимального использования энергии ветра».
До этого на Чукотке уже были попытки использовать энергию ветра, но неудачные. В начале 80- годов в Провиденском районе предприятие «Ветроэн» смонтировало шестнадцатикиловаттные установки. Они проработали 3-4 года, но из-за отсутствия квалифицированного обслуживания и запчастей «приказали долго жить». В 1986-87 годах, на шахте «Беринговская» был построен уникальный ветроагрегат с вертикальной осью мощностью 1000 000 вт. Изготовлен агрегат на Ленинградском заводе «ЛМЗ». Конструкция была «ноу-хау», где-то инженерно недоработана и через несколько минут после включения (по свидетельствам очевидцев) развалился редуктор. Восстановлению она не подлежала. В середине 90-х были попытки использовать энергию ветра для нужд оленеводов. Управление сельского хозяйства завезло много 5киловаттных установок. Но все было пущено на самотёк без подготовки людей, и идея заглохла в самом начале. Возможно, эти станции и сейчас еще где-то валяются. Потом было предложение установить две норвежские установки по 600 кВт. Однако, для их монтажа нужна была специальная подъемная техника, которой в то лихое время не было на Чукотке, а стоимость ее доставки составляла больше половины стоимости ветряков. Так что и эта идея не прижилась. Появилось уверенное мнение тогдашнего губернатора Назарова А.В. — «Деньги на строительство ветростанции – деньги на ветер».
«Но над Чукоткой подули ветры перемен. – С удовлетворением отмечает Л.Штильман. — Принято решение строить ветростанцию. Но какой опыт использовать для строительства в наших неординарных климатических условиях? Был опыт у соседей, на Аляске. В селе Котцебу, что напротив Уэлена, через Берингов пролив, уже несколько лет работал ветропарк из 10 агрегатов по 50 кВт каждый (то есть суммарной мощной 500 000 Вт), работающий совместно с ДЭС. И только в 2006 у них появился агрегат мощностью 100 000 вт. Однако, климат у них помягче и для нас нужно ставить 50 агрегатов, а это — целое поле… Имелся и российский опыт — в Воркуте на Севере Коми, климат почти не отличается от условий нашего округа. Так же у полярного круга, такие же морозы с ветрами. Ветростанция, проектной мощностью 2500квт проектировалась и строилась ГУП «Вертоэн» на базе агрегатов АВЭ-250 и уже эксплуатировалась более 3-х лет. Другого опыта строительства ветростанций в столь северных широтах не было.
И вот здесь-то для меня, строителя Анадырской ТЭЦ, строившейся без двух недель 25 лет, настал черёд удивляться. Меня удивила скорость принятия решения. Накануне я сообщил Р.Абрамовичу об опыте Воркуты, назавтра в 12 часов дня мы вылетели в Воркуту совместно с гендиректором «Ветроэн», в 16 часов того же дня мы осматривали ветростанцию и обсуждали технические детали, а на обратном пути в Москву были обсуждены и решены финансовые и технические детали чукотского проекта».
Итак, ветропарк составят 10 ветроустановок по 250 000 Вт, все российско-украинского производства. Фирме «Ветроэн» предложили спроектировать и построить «под ключ» ветроэлектростанцию мощностью 2500 000 Вт. А всего мощность должна была составить 5000 кВт: из них 2,5 тыс. давал бы ветер, и столько же вырабатывал дизель — тогда 2,5 тыс. кВт можно было получать гарантированно в любую погоду. А этого было достаточно.
В апреле 2001 года началось строительство первой комбинированной ветродизельной электростанции на мысе Обсервации для обеспечения электроэнергией населения поселков Шахтерский, Угольные Копи, Аэропорт. Геологические изыскания, проектирование и изготовление оборудования выполнялись параллельно. Возникающие вопросы решались в рабочем порядке. Первый ветроагрегат поставлен под нагрузку в январе 2002 года. В ноябре 2002 года закончено строительство ВЭС в объеме проекта. К моменту завершения работ на ветростанции была проложена кабельная ЛЭП-35кв Анадырская ТЭЦ-Угольные Копи и ветростанция начала работать в единой энергосистеме с ТЭЦ.
Планировалось продолжение строительства сети из 17 ветростанций на Чукотке с привлечением кредита ЕБРР. К сожалению, кредиты не были получены, и строительство ВЭС было отложено до лучших времён. Отрицательную роль сыграли и завышенные ожидания по выработке электроэнергии. Люди, непосвящённые в тонкости возобновляемой энергетики, считают, что годовая выработка ветроагрегата должна быть максимальной и равна произведению установленной мощности на количество часов в году. Так не бывает. Мировая практика показывает: выработка составляет не более 20% от максимальной (для лучших образцов).
Первые 3 года ветростанция отпускала свои 3млн.квт.часов в год, а затем, благодаря рационализаторам всех мастей, снизила выработку до 1млн.квт.час. Ремонтно-профилактическое обслуживание не проводилось с 2003 г. Основная проблема – виндрозы, простейшие устройства для разворачивания установки на ветер (на иностранных ВЭС стоит электроника). Сломалась виндроза – и агрегат стоит, остается только поворачивать вручную. Лазить постоянно на башню не очень хочется, легче найти подходящее случаю объяснение.
На момент запуска станция покрывала потребности всех Угольных Копей, более того, избыток энергии передавали по кабелю на «эту» сторону лимана (Анадырю). Как оценить ее мощность? Этой энергией можно, например, питать село в 250 домов. Сегодня в рабочем состоянии находятся семь агрегатов: из трех остановленных один скоро починят, а два находятся в долгосрочном ремонте из-за дефицита запчастей. Все 10 машин выведены на компьютер, который стоит в операторской, так что дежурной видит на своем мониторе, какой силы дует ветер, какие ветряки запущены, какие стоят, сколько вырабатывается энергии. Агрегаты запускают при хорошей нагрузке, то есть когда ветер превышает 6 м/с, а на малых и рваных ветрах, говорит мастер ВЭС – нет смысла. Так что если с анадырского берега видно, что ветряки не крутятся, не стоит спешить с выводами, думая, что они сломаны. Это специфика ветровой энергетики. Операторы дежурят круглые сутки, сгоняя с мониторов (и с себя) назойливых комаров. На станции есть комната для ночлега.
«Самое слабое место – гидравлика. – Рассказывает мастер ВЭС. — Её в массовом производстве нет. Да ещё машины сделали из спецметалла, который используют для постройки ракет, так что приходится искать сварщиков, которые могли бы варить такое железо. А узлы взяты с АН-24. Я с авиатехникой хорошо знаком. Сам с Краснодарского края, а здесь, на Чукотке, служил в истребительном авиаполку на СУ-15. На боевое дежурство нас поднимали, как только F-15 засекали, или ещё летали на сопровождение наших ТУ-95. Они, кстати, сейчас опять облетают границы. Демонстрируют флаг. Потом мы старые самолёты сдали в Новосибирск, а на новые СУ-27 нас так и не пересадили. Устроился на ВЭС и третий год уже тут работаю». Расчетный срок службы станции — 25 лет.