Закон о возобновляемых источниках энергии в России
Для успешного развития Нетрадиционных Возобновляемых Источников Энергии— НВИЭ необходимо государственное регулирование. Европейские страны, например, успешно используют стратегию установки конкретных целей по использованию возобновляемой энергии. ЕС принял решение увеличить долю нетрадиционных возобновляемых источников энергии в энергобалансе до 20% к 2020 году, а Швеция за это же время намерена достичь полной независимости от ископаемого топлива. В странах, где доля НВИЭ в энергобалансе наиболее высока — Швеции (46%), Финляндии (30%) и Дании (25%) (данные Еврокомиссии за 2004 год) — работают государственные программы поддержки возобновляемой энергетики. В России недостаток определенной политики государства, в том числе в вопросах инвестирования, в области развития альтернативных энергетических ресурсов является основным препятствием для развития возобновляемой энергетики. В министерстве энергетики в течение многих лет обсуждается проект закона «О возобновляемых источниках энергии», но никаких действий по его принятию не предпринимается. Специалисты энергетической компании «ВетроЭнерго» подготовили законопроект по регулированию малого бизнеса в области производства «чистой» энергии. Были определены главные препятствия для развития чистых энергетических альтернатив в России: ограниченный капитал на этапе создания компании, система налогообложения и сложность включения в общую энергосистему («Экология и право», 1(22)/2006). Технологический центр Россия-ЕС (The EU-Russian Technology Centre) также назвал специфические организационные и экономические барьеры и предложил конкретные средства по их преодолению. («Потенциал возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и доступные технологии», 2004).
Российский закон в сфере использования возобновляемой энергетики.
Ольга Кривонос ЭПЦ «Беллона»
Декларация ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. провозгласила принцип адекватного удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Это означает, что энергетика будущего не может обойтись без энергосбережения и увеличения использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
За прошедшее десятилетие в России коренного изменения в комплексном подходе к возобновляемым источникам энергии не произошло. В 1995 г. были изданы законодательные акты на уровне Президента и Правительства РФ, которые предусматривали некоторые меры по энергосбережению в России. Принятый годом позже Федеральный закон «Об энергосбережении» ввел понятие ВИЭ и вовлечения их в хозяйственный оборот, но реальные предпосылки их использования так и не были закреплены на уровне закона. Дискуссии по поводу принятия нового законодательного акта о возобновляемой энергетике продолжились в 1998 г., когда в Государственную Думу был внесен проект ФЗ «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Одно из положений проекта устанавливает, что не менее трех процентов государственных инвестиций в топливно-энергетический комплекс РФ направляется на финансирование возобновляемых источников энергии. К 2003 г. проект прошел все три чтения в Государственной Думе, и после отклонения его Президентом был снят с рассмотрения.
В том же году Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию на период до 2020 г. в которой в общем виде закреплена необходимость использования возобновляемых источников энергии для решения проблем обеспечения энергоснабжения населения и снижения вредных выбросов от энергетических установок в городах со сложной экологической обстановкой. В стратегии нашло место и положение о необходимости принятия нового законодательного акта о ВИЭ.
В настоящее время по заданию РАО «ЕЭС» разработан законопроект о государственной поддержке использования возобновляемых источников энергии. Предлагается ввести систему «зеленых» сертификатов по международному образцу Renewable Energy Certificate System (RECS). На рассмотрение в Государственную Думу проект пока не поступил.
Разработан и Проект Концепции Энергетической стратегии России на период до 2030 г., положения которой об использовании ВИЭ практически копируют Энергетическую стратегию до 2020 г. Член Комитета Государственной Дума по энергетике В.Б. Иванов считает, что новая Энергетическая стратегия России должна содержать конкретные задачи и стратегии, а не пожелания энергетики.
Представители научных кругов также не обходят вниманием проблемы возобновляемых источников энергии. Так, ученые Кольского Научного Центра РАН Н. Н. Дмитриева и Г. С. Дмитриев предлагают свое видение будущего закона о ВИЭ с учетом опыта зарубежных стран — налоговые льготы, гарантия налоговой стабильности, право свободного доступа к сети централизованного энергоснабжения субъектам малого предпринимательства, развивающих и использующих энергетику на ВИЭ.
Перспективы развития возобновляемых источников энергии в России тесно связаны с появлением нового федерального закона, который мог бы стать показателем перехода страны на новый уровень отношения к энергоресурсам — с позиции охраны окружающей среды. Мог бы, потому что будущее возобновляемых источников энергии в РФ по-прежнему непредсказуемо.