Технология «уговоров» местного населения мало чем отличается от любой другой рекламной или политической технологии.
Вы замечали, что когда начинается, как сейчас модно говорить, «раскрутка» нового товара, о нем говорят много, иногда просто многократно повторяя одно и то же. Ведь главное на этом этапе — вбить потенциальному покупателю в голову, что такой товар (магазин, услуга) имеется, что без этого товара (магазина или услуги) жизнь этого покупателя и не жизнь вовсе, а так, прозябание.
Вот и при агитации за тот или иной природоразрушительный проект применяется та же технология: без Алтайской ГЭС невозможно обойтись — это первоочередной объект энергетики в Республике Алтай; без газопровода в Китай — тем более. И все идет по той же технологии: сначала апологеты проектов заверяют: «поверьте нам, мы же специалисты»; потом убеждают, что нужно чем-то пожертвовать, ведь «не разбивши яйца — не сделать яичницу»; а потом говорят, что, дескать, «да, не рассчитали, есть проблемы, но уже никуда не денешься, пусть стоит».
А ведь энергетическую проблему можно решить гораздо меньшей кровью. И проблему электроснабжения, и, что для Сибири гораздо важнее, проблему теплоснабжения.
Безусловно, уровень решения во многом зависит от уровня проблемы: снабжать электроэнергией ткацкую фабрику, завод железно- бетонных изделий или металлопрокатный комбинат — это совершенно разные подходы к энергоснабжению. Снабжение теплом и горячей водой туристического комплекса и научно- исследовательского института может решаться одинаково, а снабжение этих учреждений электроэнергией во многом будет зависеть от специфики того и другого.
Вот сейчас в Республике Алтай делается ставка на развитие элитного туризма — проектируется создание современного горнолыжного курорта. Но решение энергетического обеспечения этого курорта, увы, далеко от современных подходов к энергетике, как, впрочем, и от требований охраны окружающей среды, уникальной природы Горного Алтая.